Отдых в Израиле и Иордании. Часть 1

В апреле-мае 2011 года поехали отдохнуть на Ближнем Востоке. Давно хотел увидеть иорданскую Петру, но считал, что однодневная поездка из Египта или Израиля не даст полного наслаждения от увиденного. Наконец представился удобный момент - одна знакомая уже давно приглашала приехать к ней гости в Иерусалим, мы, наконец, созрели и решили совместить два в одном. Чтобы времени хватило на все, купили билеты туда на 20 апреля, а обратно, аж на 7 мая - таким образом у нас было 18 дней полюбоваться ближневосточными достопримечательностями. Путешествие в Иорданию через Израиль было еще обусловлено существенной разницей в цене на билеты: так перелет Москва-Амман и обратно на эти даты никак не стоил ниже 26 тысяч рублей на эти даты, билеты же по направлению Уфа-Москва-Тель-Авив и обратно достались нам по цене 11600 на человека, благодаря проводимой компанией "Трансаэро" акции. Разница очевидна.

Итак, мы погрузили чемоданы в самолет в аэропорту города Уфа и через пару часов уже были в международном терминале аэропорта "Домодедово" столицы нашей Родины. Через три часа наш "Боинг -737" взял путь на Тель-Авив. Примечательно, что в салоне перед нами сидел Куклачев, а багажное отделение заполнено клетками с кошками. Через три с половиной часа, пролетев прямо над жилыми кварталами Тель-Авива, мы приземлились в аэропорту Бен-Гурион. К паспортному контролю в аэропорту я готовился заранее - сделал справку с места работы, набрал наличных долларов в карман, чтобы показать свою состоятельность, получил приглашение от знакомой, даже медицинскую страховку на посещение обеих стран получил - то есть действовал по инструкции, описанной на большинстве сайтов, на которые можно попасть по запросу в Яндексе "Какие документы нужно взять в Израиль". В итоге, пограничник, оглядев нас, спросил куда мы едем. мы ответили "к тете Маше в Иерусалим", он шлепнул нам в паспорта отметку о прохождении границы и, собственно все - мы на территории Израиля. Такая простота прохождения границы меня несколько удивила, но израильские спецслужбы подготовили нам другую подставу. Пока мы в зеленом коридоре обсуждали где поменять доллары на шекели, чтобы заплатить за такси до Иерусалима, к нам подошел сотрудник службы безопасности аэропорта и предложил пройти к столикам, где вывернул содержимое наших чемоданов наизнанку, ничего правда гад не нашел, но настроение существенно подпортил.

Иерусалим.Вид на город

Мы обменяли доллары на шекели заплатив за маршрутное такси по 58 шекелей с носа, поехали в Иерусалим. Было солнечно, но достаточно прохладно. Выяснилось, что Иерусалим находится на отметке 850 метров над уровнем море и по вечерам там весьма нежарко. Рамот - северозападный район Иерусалима, встретил нас зеленью садов и запахом цветущего миндаля. Природа благоухала всеми запахами поздней весны и радовала глаз цветами всевозможных окрасок.

Иерусалим

Осмотрев окрестности, мы вечером поехали со знакомой в старую часть города. Бесплатную парковку, как оказалось, в центре города найти практически невозможно, пришлось довольствоваться платной - 12 шекелей в час (курс шекеля на момент поездки составлял порядка 8,2-8,5 рубля). Единственное, что порадовало, так это то, что первый час был бесплатно. Осмотрев стены Старого города, построенные еще Сулейманом Великолепным в 16 веке, мы по старым улочкам мимо арабов, предлагающих сувениры, прошагали к Западной Стене, более известной у нас как Стена Плача. хотя в английском варианте, так и звучит - "Western Wall". Название "Западная Стена" относится к стене еврейского храма, построенного еще царем Давидом, позже разрушенным ассирийцами, заново восстановленным, но снова разрушенным уже римлянами в 71 году нашей эры. Основание западной стены храма - самое святое место у евреев, место их молитв и паломничества. По расказам, Бог помогает всем, кто молится у стены вне зависимости от национальности и религии, именно поэтому сюда приходит помолиться огромное количество нееврейских паломников. Мы попали как раз в разгар еврейского праздника "Песах" (или в другой транскрипции "Пейсах") и стали свидетелями молитвы огромного количества религиозных евреев, приехавших в Иерусалим со всего Израиля, да и, наверное, со всего мира. Хасиды со своими кудрями и меховыми шапками, литваки в шляпах, женщины и дети в платках и кипах представляли собой огромную толпу, взывающую к Всевышнему...

Стена Плача

Побродив по Старому Городу, осмотрев раскопки города царя Давида, бросив взгляд на Масличную гору и минареты Дома Рока на Храмовой горе, мы забрали машину со стоянки и поехали спать - шел уже первый час ночи по местному (а в Уфе было уже три ночи - разница во времени между Уфой и Израилем 3 часа).

Второй день наша гостеприимная хозяйка предложила провести в поездке по "территориям" - так местные евреи нарекают то, что на всех мировых картах (разумеется, кроме еврейских) называется Западным берегом реки Иордан. Но, так как для евреев эти земли никак не признаны, а тем более исторически они считают их своими то термин "Западный берег" вызвал недовольство у еврейской части нашего отряда, отправившегося в поездку. Вместе с нами поехал сын хозяйки и еще одна девушка. Сначала мы заехали в одно из поселений восточнее Иерусалима, в гости к большой еврейской семье. Поселение находится прямо в каменистой горной пустыне, однако внутри благоухают сады. все заасфальтированно и чистенько. Въездв поселение только через шлагбаум, арабов сюда не пустят, живут только евреи. Вообще еврейские машины от арабских отличаются цветом регистрационных номеров - у арабов они белые, а у евреев - желтые. Кстати, и баки нагрева воды в домах у них тоже разные по цвету - у арабов - черные. а у евреев - белые. Арабские баки, на мой взгляд, под палящим израильским солнцем должны быть практичнее, хотя основной нагрев все равно идет с большой платы черного цвета, на которой змеевиком изгибаются трубы с водой.

Крыши Иерусалима

Чаепитие закончилось сборами в национальный парк "Вади Кельт" - прекрасное украшение горной пустыни, представляющий собой горное ущелье, прорезанное небольшой речушкой Кельт в горах. Исторически оно еще примечательно тем, что, выходя к городу Иерихон, служило дорогой и укрытием для арабов-террористов. Фотографии данного парка представлены в фотогалерее.

Несмотря на весну, речка почти пересохла и лишь дети плескались в ней по пояс в воде. Мы решили пройти ниже по течению и обнаружили сложные акведучные системы вдоль всего ручья. Если верить исторической литературе, часть из них была построена еще римлянами. Речка петляла среди еще не до конца выгоревших каменистых гор оживляя светло-коричневый пейзаж пышной зеленью высоких трав типа камыша или осоки, кустарников, покрытых различными цветами, и деревьев, прячущих под собой постоянно извивающееся русло реки. В расширениях, похожих на большие каменые ванны, крутились стайки довольно крупных рыбок, но главным открытим для меня стала встреча с крабом (представлен на одном из фото галереи), хотя до моря было несколько десятков километров и чем он там занимался осталось для меня невыясненной загадкой.

Наконец, на следующее утро мы решили ехать в Иорданию. Этому способствовали несколько факторов, главный из которых - надвигающаяся Пасха, которая будет сопровождаться массой паломников со всего мира, желающих лично увидеть как загорается святой огонь в кувуклии Храма Гроба Господня. Кроме того, надвигающаяся Суббота (еврейский Шабат) вкупе с продолжающимся Песахом, также оставляли мало радости нахождения неевреям в эти дни в Иерусалиме.

Однако, на будущее, предостерегу всех путешественников. Никогда и ничего не затевайте в Израиле на пятницу-субботу, ничего хорошего не получите. Впрочем и в Иордании тоже. В этом мы во время своего путешествия убедились неоднократно. Прежде всего это связано с изменением обычного течения жизни в течение недели как у евреев, так и у арабов.

Первым неприятным моментом было то, что автобус Иерусалим-Амман (как впрочем и из других городов Израиля) не ходит в пятницу и субботу по причине Шабата. Вторым - граница в пятницу работает только до 13-30. Ломиться в Эйлат, находящийся на расстоянии 5 часов езды, да и не по основному маршруту, который мы наметили заранее, было глупо. Переход, находящийся на территориях всего в 45 км от Иерусалима, судя по описаниям на соответствующих сайтах, не выдавал визы непосредственно при переходе границы. У нас оставался единственный вариант - переход в районе города Бейт-Шеан - в двух часах езды от Иерусалима на север.

Встав пораньше и собрав все необходимое в поездку в Иорданию, мы в девятом часу утра были на автовокзале Иерусалима. К нам сразу подошел мужичок и на английском стал предлагать свои услуги по доставке нас прямо на границу за 200 шекелей, утверждая, что автобус едет аж три часа и в город, и мы не успеем пройти границу. Он похоже принял нас за немцев, так как начал все повторять это на немецком, видно решив, что мы не понимаем.

Еле отвязавшись от него, мы в информационном центре выяснили с какой платформы идет автобус на Бейт-Шеан и то, что билеты продаются в самом автобусе. Кстати. потом мы все время покупали билеты в самом автовокзале, расплачиваясь кредиткой, но в этот раз почему-то рассчитались наличными (возможно из-за того, что в четверг я поменял 250 долларов в одном из обменников Иерусалима и собирался истратить эту наличность). Вообще билет Иерусалим-Бейт-Шеан стоил 40 шекелей с носа, эта цифра стояла и на сайте автовокзала и она же была озвучена в инфоцентре. Почему водитель взял с нас 68 шекелей за двоих так и осталось для меня еще одной загадкой. То ли скидки у них были какие, то ли еще что.

Платформы вокзала Иерусалима несколько необычны (хотя позже, в Яффо, я видел аналогичные). Вы идете вдоль ряда дверей с табло над ними с информацией о платформе и времени выезда. Сразу за дверью перед вашим носом стоит автобус с открытыми дверями, куда можно загружаться, здесь же и курят все желающие. С нами ехало наверное пол-автобуса армейских девчонок и ребят с автоматами "Узи" наперевес. Как нам потом объяснили, во время несения службы в доблестных армейских подразделениях Израиля молодые солдаты имеют право несколько раз в неделю съездить к родственникам, чем они и пользуются, тем более, что проезд похоже для них бесплатный, так как я ни разу не заметил, чтобы они платили. Меня только смущает тот факт, что они не сдают оружие на хранение, а болтаются с ним по городам и автобусам.

Итак, ровно в девять мы отъехали и стали наблюдать мелькающие за окном пейзажи Израиля. Дороги здесь хорошие, но повсеместно почему-то узкие - как правило все время только по одной полосе в каждую сторону, так что зачастую обгон нашему водителю давался затруднительно. Справа и слева вперемешку с горно-пустынным ландшафтом мелькали финиковые рощи, какие-то здания сельскохозяйственного назначения и теплицы. Один раз увидели даже трактор с полной телегой помидоров и рабочих, копошащийся рядом. И это в апреле! Я пришел к выводу, что помидоры с огурцами израильтяне едят круглый год.

Справа от нас ехала интересная девочка-иностранка, хорошо владевшая английским, которая выступила нашим переводчиком между водителем и нами в наших попытках выспросить информацию о наших дальнейших действиях по продвижению к границе из Бейт-Шеана.

Буквально за полчаса от завершения маршрута нас тормознули на одном из блок-постов и собрали паспорта у всех иностранцев. Затем почему-то позвали именно нас и начали расспрашивать кто такие да куда едем. Я сообразил, что заикаться об Иордании плохая идея и сообщил, что едем в Бейт-Шеан, но что-то их не устраивало. Мой плохой английский вошел в штопор, но и тетка в офицерских погонах тоже уже не знала как меня чего спросить. Ситуацию выручил водитель. Он видимо уже сталкивался с подобными ситуациями и возможно они бывали надолго. Со словами "что типа пристали к молодежи" он наехал на тетку, говорил о том что надо ехать, что он опаздывает, мол подумаешь, что мы из России и что-то в этом духе. Немного подумал, тетка отдала нам документы и мы поехали. Кстати сказать, водитель ни словом не заикнулся об Иордании, хотя знал куда мы едем. Видимо это было в самом деле неуместно. В общем, спасибо ему.

Водитель сказал, что кто-то еще в автобусе едет в Иорданию и что он высадит нас там, где можно сесть на такси до границы. Этими "кто-то" оказалась парочка молодых итальянцев (судя по их загранпаспортам, которые позже мне пришлось подержать в руках). Он был очень приветливым молодым человеком, который очень хорошо говорил по английски и впоследствии несколько раз помог нам в языковом вопросе. Кроме того, он сказал, что работает в Грузии. Что он правда там делает - не знаю. Она же почти ничего не говорила, правда когда договаривались с такси очень активно спорила с таксистом о цене и именно ее активность позволила доехать до границы за 30 шекелей на двоих (60 за машину). Водитель такси оказался довольно наглым товарищем - он запросил по 50 шекелей с каждой пары за какие-то 15 км до границы и, явно понимая, что при остром цейтноте для прохождения границы и надвигающегося Шабата мы будем гораздо сговорчивее чем обычно. В итоге, благодаря итальянке цена была сброшена, и мы ехали в сторону границы. Наш спутник еще раз удивил нас, спокойно заговорив в водителем на испанском. Вот такой вот полиглот попался - знал бы еще русский - цены бы ему не было.

Водитель довез нас до КПМ, где мы показали свои документы пограничнице и проследовали далее в здание депортации. Там следовало заплатить по 96 шекелей с носа за то, что мы покидаем такую славную страну как Израиль, кстати это еще по божески - на переходе Арава, что под Эйлатом берут по 163 шекеля. В довесок они еще накрутили комиссию 5 шекелей и вручили нам квитанции об уплате на 101 шекель с каждого. С этой квитанцией мы подошли к другому окну, где нам поставили штампик в паспорте, что мол выехали. Вот тут бы нам обратить внимание на то, что итальянцы валюту не меняли, но мы все же решили поменять. К нашему расстройству курс был невыгоден - за 100 евро давали всего 88 динар (хотя судя по отзывам на сайтах должно быть порядка 1 к 1), за 100 долларов и того меньше - 58. Но я почему то был уверен ,что уже все и нужно менять деньги здесь, а то в другом месте непонятно что будет. Мы поменяли сто евро и вслед за итальянцами вышли из здания. Оказалось, что еще не все и нас повезут на автобусе через мост. Почему-то я думал, что он уже иорданский. В этот момент бабахнуло так, как будто снаряд разорвался и резко затрещала сигнализация. В ту же секунду ливанул бешеный дождь моментально превратив всю землю в текущие реки. Но тут водитель сел в автобус, и мы, влетая в него из под навеса, чтобы не замочиться, вбежали вслед за ним. За проезд он просил пять монет, и я, не разобравшись, начал совать ему иорданские динары, на что он стал мотать головой и просить шекели. Тут до меня и дошло, что все это еще израильские поборы, а иорданские еще только впереди. Автобус довольно быстро набился разномастной толпой, но в основном это были арабы, как мужчины, так и женщины с детьми и пожитками. Автобус отъехал от платформы и, буквально через 3-5 мнут, я увидел самую известную реку Ближнего Востока, описанную как в Торе, так и в Библии и Коране - это был Иордан.

Несмотря на уверения евреев о том, что Иордан как река собой ничего не представляет, что в нем и "воробью по колено" и все это лишь пафос и политика, сама река была довольно приличной. Вполне могла конкурировать с Симом или Инзером в Башкирии, была ничуть не меньше любой средней российской реки. Мы переехали мост и оказались уже на территории Иордании.

От дождя, вышедших из автобуса, укрывал навес, но от рек, текущих по асфальту некуда было деваться. Самые нетерпеливые первыми рванули к зданию иорданской таможни. Я все терпеливо ждал, но когда ноги совсем стали промокать, все-таки побежал к зданию.

В здании с левой стороны находился обменник в котором наши иорданские друзья уже меняли деньги. Курс был 96 динар на 100 евро. Таким образом на израильском берегу мы потеряли 8 евро на невыгодном обмене. Выводы делайте сами. Чуть дальше в соседнем окне продавались иорданские марки, которые вклеивались паспорт, означая таким образом оплату госпошлины за въезд в страну. Раньше эта стоимость составляла 20 динар, с нас уже взяли по новым правилам въезда туристов - в два раза дороже.

После этого мы подошли к стойкам регистрации в центре зала. Офицер покрутил наши паспорта, спросил кем мы работаем и на сколько дней приехали в Иорданию. Потом зачем-то у меня уточнил нет ли второго загранпаспорта. Я ответил отрицательно, он проставил штампы виз на наклеенные марки и все - привет Иордания!!!

На этом израильская часть пути окончательно закончилась, продолжение читайте в следующей статье.